Дворянское воспитание
Что такое "дворянское воспитание".
Дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика и не свод каких-либо правил. Это образ жизни, стиль поведения, одежды. Это усваивалось сознательно, а отчасти и бессознательно, путем привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не только теоретические предписания, а и те принципы, которые реально проявлялись в быту, в поведении, в живом общении.
Образ Норийского дворянства не может вместить в себя все многообразие человеческих индивидуальностей. Но можно отобрать из всего этого многообразия черты наиболее характерные. Дворян обучали независимости, храбрости, благородству, чести. Эти качества природные, но образ жизни их может усилить или задушить. В дворянской среде развивались и совершенствовались те качества, которые, в идеале, должны были со временем проникнуть и в ту среду, где их некогда было развивать. Дворяне питали веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев общества и дворянская культура во всем ее объеме, от произведений литературы и искусства и до хороших манер, станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследием свободных и просвещенных граждан. Хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные. Вообще, существует лишь два рода людей - образованные и необразованные.
Воспитание детей состояло в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он дворянин, ему многое дано и он должен быть именно таким. Главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. Эта честь не дает человеку никаких привилегий, а, наоборот, делает его более уязвимым. Честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, над выгодой, успехом, безопасностью или рассудительностью. Граница между честью и бесчестием была чисто условной.
Честь - готовность жертвовать всем для поддержания какого-нибудь условного правила. Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не стать обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности перед собой и другими. Человек должен был отвечать за свои слова и за оскорбление должен был драться на дуэли. Не драться - считалось пределом низости. Это диктовало стиль поведения: избегать излишней мнительности или недостаточной требовательности.
Дворянское воспитание давало жизненный успех. В него входило не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка, ни истерик, ни озлобления, аристократическая гордость им не позволяла проявлять такие чувства. Главное все-таки в том, что они защищали свое человеческое достоинство ("не смейте меня оскорблять"). Всякий дворянин боялся, что его уличат в физической трусости. Большое значение придавалось храбрости и уверенности в том, что ее можно воспитать путем волевых усилий и установок. Эти качества всегда высоко ценились и старательно прививались детям. Они были невозможны без физической силы, ловкости и выносливости. Лицеисты и воспитанники кадетских корпусов обучались верховой езде, фехтованию, плаванию, гребле и т.д. Распорядок был строгий: подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду, простая пища. Это диктовала сама жизнь. Их ожидала военная служба, дуэль и т.д. Поэтому для укрепления тела их заставляли перепрыгивать рвы, влезать на деревья, столбы, заборы, прыгать через деревянного коня, подниматься на большую высоту. Надо было заниматься гимнастикой не менее часа, и никому не делали поблажек. Пешие марши - с полной выкладкой.

Быть дворянином - это ответственность.
Этические нормы тесно соприкасались с этикетными: демонстрация чувств, поведение, не вписывающееся в принятую норму, было не только неприлично, но , и недостойно. Это помогало выводить из общего силового поля любые проявления : трусости, малодушия, слабости. Дворянские дети приучались превозмогать боль, отчаяние, страх, по мере сил старались не показывать, как это трудно. Для этого требовалось не только мужество, но и безукоризненное умение владеть собой, которое достигалось путем длительного и тщательного воспитания.
Человеку прежде всего надо иметь открытое лицо и скрытые мысли. Человек, у которого нет du monde - "светскости", - при каждом неприятном происшествии то приходит в ярость, то уничтожен стыдом и ведет себя как сумасшедший или выглядит как дурак (второй вариант). А тот, у кого есть светскость, как бы не воспринимает того, что должно его раздражать. Если он совершил какую-либо неловкость, он легко сглаживает ее своим хладнокровием, вместо смущения, еще больше ее усугубляющего. В светском обществе человеку часто приходится очень неприятные вещи встречать с непринужденным и веселым лицом. Он должен казаться довольным, когда на самом деле ему плохо, должен с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подошел бы с пистолетом. Он должен скрывать от себя известную всем темную сторону, наполненную досадами, огорчениями и неприятностями. Это считалось обязательной чертой воспитанного человека. Эти требования воспитывались с раннего детства, настойчиво и порой жестоко. Надо скрывать свой нрав и уметь не быть, а казаться. Вначале это очень трудно, но скоро это входит в привычку и перестает быть трудным.
Владеющий собой владеет и ситуацией. Необходимо уметь направить беседу в нужное русло, разузнать обстановку, переключить внимание с одного предмета на другой и прочее.
Хорошие манеры - это хранители пристойности и спокойствия общества. Они служат для защиты, и в них не должно быть отравленного коварством оружия.
Нельзя в разговорах допускать чопорности и ханжества. В высшем свете люди общались между собой очень просто, непринужденно и естественно, без всякой напыщенности и жеманства. Напыщенность и жеманство - это удел низших классов. В высшем свете, наоборот, всегда была свобода и простота движений, безыскусственность манер и стиля. Никто не пользовался в речах поговорками и пословицами, считая это дурным тоном. Дворяне везде были без наигрыша, поэтому они везде были естественны: и в салоне, и на базаре, с крестьянами, рабочими, дворовыми и т. д. При вопиющем социальном неравенстве дворяне видели и осознавали общность исторической и национальной судьбы народа - чувство более глубокое и надежное, чем пресловутая классовая солидарность.

Дворянские семьи и воспитание детей.
Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми в семейном кругу. Семьи были большие, не принято было ограничивать число детей (дети от 20 до 2 лет). Было много родни: дяди, тети, двоюродные, троюродные братья и сестры и т д. Все родственники активно вмешивались в воспитание детей. Представлений, что это прерогатива отца и матери, у них не было. Воспитание предоставляли наставникам и наставницам, а сами следили лишь за общим ходом его. Дети с родителями держались почтительно, не смели говорить "ты" никому и чувствовали, что они созданы для родителей, а родители для них.
Все в доме учат детей по своему усмотрению и по мере желания. Но дети обязаны и вынуждены подчиняться жестким правилам поведения, которым сознательно или бессознательно учат все понемногу. Послушание родителям, почитание старших были основополагающими, и отсюда авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Дети были заняты с утра до вечера. Строгий режим. Один учитель сменял другого, в перерывах умственная работа сменялась физкультурой, фехтованием, танцами, катанием на коньках, на лыжах с гор. Для наказания применялись розги, лестница обычных наказаний составляла: без сладкого, без гуляния, постановка в угол, на колени на горох, устранение от общих игр и т. п. Все равно детям жилось легко и весело.
Принцип отношений в дворянских семьях такой: вместо того, чтобы навязывать детям свою любовь, родители старались сделать так, чтобы дети заслужили ее. Хорошее воспитание призвано упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Улучшает воспитание общество светских дам, там можно отшлифовать свои манеры - и привыкнешь быть предупредительным и учтивым, держаться осторожно, вежливо, искать изящества, приобретать правильные привычки. Упрочается самоуважение и уважение к женщине. Надо уметь все делать непринужденно, изящно. Это, в основном, для всех невоспитанных людей и является камнем преткновения, и они на людях делаются или скованными, или развязными.
Естественность и непринужденность была результатом усердных тренировок, целенаправленного воспитания дворянских детей, внушения им определенных этических норм. Преодоление ложного стыда давало им то, что всегда они были доброжелательными и любезными, оказывали окружающим знаки внимания и говорили всем только приятное, стыдились быть невежами.

Гувернёры и гувернантки.
Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей. Дворянство щедро оплачивало труды гувернеров. Но, как правило, привозных. Все домашние воспитатели, учителя, наставники были объявлены служащими Министерства народного просвещения. При этом звание наставника считалось более высоким, чем гувернёр. Гувернёры могли пройти дополнительные испытания и получить звание наставника. Звание наставника приравнивалось к должности старшего преподавателя гимназии, учитывалась выслуга лет, что давало право на повышение оплаты труда. С 3253 года наставники и гувернёры стали получать пенсии, хотя и довольно мизерные. Специально для подготовки гувернанток был основан институт благородных девиц. Женская семинария содержалась на средства королевы Нора.
Чему же и как учили гувернёры и гувернантки, наставники и наставницы порученных им питомцев? Детям старались дать домашнее воспитание, вследствие этого обеспеченные родители отыскивали не просто человека, располагавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Прежде всего, они пытались изолировать своих питомцев от внешнего мира. Эта тенденция проявлялась как в превалировании закрытых учебных заведений, так и в попытках гувернёров основать (не всегда удачно) безукоризненную атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало осуществить некую педагогическую методу. Несмотря на несомненные пороки, идея частичной обособленности детей от общества представляется довольно разумной. Ведь ребёнок, оказываясь в мире взрослых, в мире малопонятных ему фактов и разговоров, либо берется подражать, норовя стать маленьким взрослым и тем самым теряя свою личность, либо доставляет себе абсолютно ложное суждение о мире взрослых. Включать детей в мир взрослых следует исподволь и очень осмотрительно.
Основное, чему стремились выучить своих питомцев гувернёры, — это умение трудиться. Гувернёры почти всегда много внимания уделяли физическому развитию своих питомцев. Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо переносить трудности. Большая часть иностранных гувернеров были образованнейшие люди, нередко знатного происхождения.

Источник